1943 год. Для выполнения секретного правительственного задания из заключения освобождается полковник Вишневецкий. Бывшему спортсмену и альпинисту поручается набрать группу из отчаянных мальчишек 14-15-ти лет, сирот, которых никто никогда не будет искать. Подростков отправляют в тайный горный лагерь, где они проходят специальную подготовку. Им предназначено уничтожить альпийскую фашистскую военную базу и... погибнуть.





***





Тюремная камера и палаточный лагерь, кабинет полковника Вишневецкого и каморка доброго завхоза дяди Паши - суровые, но выполненные профессионально и стильно, выгородки четвертого павильона киноконцерна "Мосфильм", где продюсерский центр "Парадиз" и режиссер Александр Атанесян ведут съемки экшн-драмы "Сволочи". Лента по одноименной повести Владимира Кунина рассказывает историю двух мальчишек, тринадцати и пятнадцати лет, которые из КПЗ попадают в спецлагерь, где из подростков готовят диверсионные группы. Впереди их ждет шквальный огонь, из которого выйдут только двое, главные герои - Котя и Тяпа.





На время производства картины горы Армении превратились в Альпы. Завершена съемка "альпийских" эпизодов, идет работа над сценами в секретном горном спецлагере, где отчаянных мальчишек готовят стать профи-диверсантами. Прыгать с парашютом, подниматься по отвесным скалам, осваивать основные приемы рукопашного боя - вот только немногое из того, что должны уметь "Сволочи", Котька и Тяпа - Александр Головин и Сергей Рыченков. На картину приглашена группа каскадеров Александра Балабушевича, в которую кроме десяти опытных мастеров, вошли и каскадеры-дети - Илья Сысоев и Иван Балабушевич. В фильме заняты блестящие актеры - Андрей Панин и Андрей Краско.





Для проведения сложных высотных съемок в Армению из Киева был привезен уникальный, чуть ли не единственный в своем роде операторский кран, в свое время участвовавший в съемках легендарного "Титаника".





В картине задействовано огромное количество инженеров, консультантов, пиротехников. Проведены сложные вертолетные съемки с использованием новейших технологий кинопроизводства.





***





Орава пацанов в подкованных ботинках, ватных штанах защитного цвета, брезентовых куртках и серых вязаных шапочках оккупировала вытоптанную площадку высоко в горах. Внизу - живописное ущелье Амберт. Справа - развалины крепости, которая, говорят, остановила самого Тамерлана. Рядом - вполне моложавого вида церковь, при том, что построена она в восьмом веке. На горизонте - Арарат, где-то далеко внизу - Ереван. А здесь, в горах, устроили спортивную площадку: брусья, турники, канаты. Пацаны разминаются под чутким руководством бравых инструкторов и сами тоже вид имеют воинственный.





Домашними мальчиками героев его нового фильма не назовешь. Достаточно услышать название "Сволочи", и многое станет ясно. Сволочами пацанов называют взрослые государственные мужи, придумавшие в 1943 году разбить в горах секретный лагерь, по сути - основать школу для подготовки юных диверсантов, действующих в тылу врага. В эту школу гуманная советская власть согнала малолетних преступников, сирот-беспризорников и другой не самый ценный для общества строителей коммунизма "человеческий материал". Заброшенные в тыл мальчишки были обречены, и власть об этом знала. По сути, она, преподавая пацанам основы рукопашного боя, альпинизма и парашютного спорта, готовила из них смертников. Лагерное начальство наверняка не заблуждалось насчет своей судьбы: свидетелей в таких делах не оставляют.





История эта подлинная, только дело происходило в казахских горах, но режиссер Атанесян с благословения продюсера Геворга Нерсисяна увез съемочную группу в армянские горы вблизи Еревана, забрался на высоту две с лишним тысячи метров. Оглядывая заснеженные окрестности под покровом небес и с дымчатым силуэтом Арарата на горизонте, понимаешь, почему он так поступил. Искусство требует жертв, и скучную подлинность факта вполне можно принести в жертву искусству и красоте - тут уже оператор Дмитрий Яшенков должен постараться. Хотя красот в глянцевом смысле слова режиссер вряд ли от него потребует. Они нужны были для предыдущего фильма Атанесяна - это кино называлось "Летний дождь" и сознательно было сделано в жанре, который сам автор определяет так: "гламурная иллюстрация к рассказу из журнала "Космополитен". У "Сволочей" же совсем другая формула: мужская, жесткая. По жанру - драма, по сюжетному строю - экшн.





"А война, - настаивает Атанесян, - только фон. Это не военное кино".





Допустив географические вольности, "Сволочи" остались верны правде в главном. Сценарий написал Владимир Кунин, в прошлом - автор знаменитой "Интердевочки", до того - летчик, цирковой артист, а еще раньше - мальчишка из той самой диверсионной школы в Казахстане. Он сбежал оттуда и только поэтому выжил. Годы спустя написал автобиографический роман "Мика и Альфред". Потом три главы этого романа развил в самостоятельную историю - так родился сценарий "Сволочи". Он и попал в руки Атанесяна. А уже потом в его руки стали попадать актеры.